Программа «Школа 2000…», автором которой является Людмила Георгиевна Петерсон, соответствует новым современным целям образования, где на первый план выходит личность ученика и формирование у него таких качеств, которые помогут ему успешно справляться с жизненными трудностями. В отличие от традиционной программы, целью которой было обеспечение каждого ученика необходимыми знаниями, навыками и умениями, программа Л. Г. Петерсон, помимо необходимых знаний, формирует у учащихся деятельностные способности, в основе которых - самостоятельная деятельность ученика: самостоятельно действовать, принимать решения, применять их на практике и адекватно оценивать собственный результат. Помимо этого, у учащихся формируются общекультурные способности, позволяющие комфортно общаться и адекватно строить свои отношения с другими людьми. Все эти способности составляют очень важное умение - «умение учиться», необходимое человеку для успешной жизни.
Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор. Такие качества формируются в процессе развития вариативного и творческого мышления у учащихся, обучающихся по программе Л.Г. Петерсон.
Программа «Школа 2100»
Научный руководитель коллектива авторов-разработчиков Леонтьев Алексей Алексеевич — академик РАО.
Технология «Школа 2000-2100» построена на основе концепции «педагогики здравого смысла» и концепций отдельных предметов.
Объединяет основные современные подходы к процессу образования (развивающий, вариативный, гуманистический, личностно-ориентированный и др.). Эта концепция противопоставлена устаревшей «манипулятивной» парадигме, где учащийся выступает как объект обучения и воспитания, а не как равноправный участник или субъект образовательного процесса. В ней сформулированы цели, принципы и перспективы развития содержания и технологии российского образования (включая воспитание) на ближайшие десять лет, отвечающие развивающему и вариативному подходу и основанные на идее непрерывного образования.
Содержание образования определяется государственными стандартами и воплощается в содержании и формах учебной литературы для учащихся. Комплекс учебно-методического обеспечения (сопровождения) педагогического процесса содержит 200 учебников, 12 тетрадей, 27 методических руководств и методик обучения предметам.
По предметам гуманитарного цикла (обучение грамоте, чтение, литература, русский язык, риторика, история) авторами учебников являются Р.Н.Бунеев, Т.А.Ладыженская, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина, Л.Ю.Комиссарова, К.В.Текучева, А.А.Данилов и др.
По естественно-математическому циклу (математика, окружающий мир, информатика) книги написаны Г.В.Дорофеевым, Л.Г.Петерсон, А.А.Вахрушевым, А.В.Горячевым и др.
Целевые ориентации технологии
Единство методологического, методического, дидактического и психологического пространства.
Максимальный учет психологических особенностей определенного школьного возраста и личностных особенностей каждого ученика.
Формирование у школьника «целостной картины мира».
Интегрирование предметов не формально (под одну обложку), а через общие содержательные линии и показ межпредметных связей, специфических для предмета и общих для всех предметов. Ученика «выучивает» до необходимого уровня без использования дополнительных материалов «со стороны» даже начинающий учитель. Обеспечение полностью не только методическими и дидактическими материалами, но и разными видами контролей и тестов по отслеживанию динамики обученности. Перевод учителей из авторитарности в режим «педагогики сотрудничества» и личностного общения. Открытие возможности изменения форм организации урока: от фронтальной до работы малыми группами и смешанных форм.
Обучение по «Школе 2000-2100» не просто развивающее — оно призвано обеспечить у школьника готовность к дальнейшему развитию.